Зоопсихолог / 1200 ак.часов 11 часов видео 35 книг

Учебный курс профессиональной переподготовки «Практическая зоопсихология и коррекция поведения животных»

Объем: 1200 академических часов
Формат: Теория, практические семинары, самостоятельная работа, стажировка.
Цель программы: Подготовка высококвалифицированных специалистов-зоопсихологов, способных проводить диагностику поведения, решать проблемы поведения домашних животных и консультировать владельцев.

РАЗДЕЛ 1: ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ (80 часов)

Тема 1.1: Зоопсихология как наука и профессия (20 часов)

  • История и эволюция зоопсихологии. Вклад Дарвина, Павлова, Лоренца, Скиннера.
  • Современное состояние профессии: этические нормы, правовые аспекты, границы компетенции.
  • Смежные дисциплины: этология, сравнительная психология, ветеринарная поведенческая медицина, кинология, фелинология.
  • Основные направления работы зоопсихолога: консультирование, коррекция, обогащение среды, просвещение.

Тема 1.2: Методы научного исследования в зоопсихологии (30 часов)

  • Наблюдение: методы, протоколирование, анализ.
  • Эксперимент: планирование, проведение, интерпретация результатов.
  • Обработка и статистический анализ данных.
  • Критический анализ научной литературы.

Тема 1.3: Безопасность и эффективное взаимодействие с животными и владельцами (30 часов)

  • Техника безопасности при работе с разными видами животных.
  • Язык тела животных: распознавание сигналов стресса, агрессии, расслабления.
  • Основы клиент-центрированного подхода: установление контакта, активное слушание, сбор анамнеза.
  • Психология владельца животного: работа с ожиданиями, сопротивлением, эмоциями.

РАЗДЕЛ 2: БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ (180 часов)

Тема 2.1: Нейробиология поведения (60 часов)

  • Строение и функции нервной системы.
  • Роль отделов мозга (лимбическая система, кора, мозжечок) в регуляции поведения.
  • Нейрохимия: гормоны (кортизол, окситоцин) и нейромедиаторы (серотонин, дофамин, норадреналин) и их влияние на поведение.
  • Вегетативная нервная система: симпатическая и парасимпатическая, реакция «бей или беги».

Тема 2.2: Генетика и эволюция поведения (40 часов)

  • Врожденное и приобретенное поведение. Инстинкты.
  • Роль селекции в формировании породных особенностей (на примере собак и кошек).
  • Эволюционные основы социального поведения, родительского поведения, агрессии.

Тема 2.3: Онтогенез и развитие поведения (80 часов)

  • Пренатальное развитие и влияние стресса матери.
  • Критические периоды развития: неонатальный, переходный, период социализации, ювенильный период.
  • Формирование привязанности, импринтинг.
  • Влияние раннего опыта (сенсорная депривация, травмы) на взрослое поведение.
  • Процессы старения и связанные с ними изменения поведения.

РАЗДЕЛ 3: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧЕНИЯ И МОДИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ (240 часов)

Тема 3.1: Классическое (Павловское) обусловливание (50 часов)

  • Механизмы, законы, применение.
  • Эмоциональные и вегетативные реакции.
  • Явления генерализации, дискриминации, угасания.
  • Практическое применение: создание позитивных ассоциаций, работа со страхами.

Тема 3.2: Оперантное (Инструментальное) обусловливание (100 часов)

  • Закон Торндайка. Работы Скиннера.
  • Подкрепление (положительное и отрицательное) и наказание (положительное и отрицательное).
  • Виды подкреплений, режимы подкрепления.
  • Методы формирования поведения: следование за мишенью, шейпинг, метод последовательных приближений, «запечатление».
  • Практическое применение: обучение новым навыкам, модификация нежелательного поведения.

Тема 3.3: Сложные формы научения (50 часов)

  • Латенное обучение, инсайт, импринтинг.
  • Научение путем наблюдения (викарное научение).
  • Когнитивные процессы у животных: память, внимание, принятие решений.

Тема 3.4: Стратегии модификации поведения (40 часов)

  • Протоколы коррекции: десенсибилизация, контробусловливание.
  • Методики: «Nothing in life is free» (NILIF), обучение несовместимому поведению.
  • Работа с нежелательным подкреплением.
  • Разработка и реализация индивидуального плана коррекции.

РАЗДЕЛ 4: ВИДОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ (340 часов)

Тема 4.1: Психология собаки (Canis familiaris) (140 часов)

  • Происхождение и социальная структура. Теория предка-волка.
  • Коммуникация: визуальные сигналы, вокализация, ольфакторная коммуникация.
  • Иерархия, социальные ритуалы, игровое поведение.
  • Основные проблемы поведения: страх, тревожность (в т.ч. сепарационная), агрессия (внутривидовая, межвидовая, вызванная страхом, территориальная и др.), гиперактивность, нечистоплотность.
  • Породные особенности поведения.

Тема 4.2: Психология кошки (Felis catus) (120 часов)

  • Происхождение и социальная организация. Отличия от стайных животных.
  • Коммуникация: язык тела, мечение (мочой, когтями), феромоны.
  • Потребности: охотничье поведение, территориальность, потребность в уединении и контроле над средой.
  • Основные проблемы поведения: нечистоплотность, мечение, межвидовая агрессия, агрессия, вызванная страхом или игрой, стресс-индуцированные расстройства.
  • Создание обогащенной среды для кошки.

Тема 4.3: Психология других домашних животных (80 часов)

  • Грызуны (кролики, хорьки, крысы): социальная структура, коммуникация, основные поведенческие проблемы.
  • Птицы (попугаи, врановые): интеллект, потребность в стае и сложной когнитивной активности, проблемы самоощипывания и крика.
  • Сельскохозяйственные животные (лошади): основы поведения жертвы, язык тела, работа с доверием.

РАЗДЕЛ 5: ПРАКТИКУМ ПО ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ (200 часов)

Тема 5.1: Алгоритм работы зоопсихолога (60 часов)

  • Первичный прием: сбор подробного анамнеза, формулирование гипотез.
  • Наблюдение за животным в естественной среде (очно/видео).
  • Функциональный анализ поведения: определение антецедентов, поведения и последствий (ABC-анализ).
  • Постановка поведенческого диагноза и формулировка реалистичных целей.
  • Написание заключения и рекомендаций для владельца.

Тема 5.2: Разбор кейсов (80 часов)

  • Агрессия собак к другим собакам и людям.
  • Сепарационная тревожность.
  • Страхи и фобии (громкие звуки, поездки в машине, визиты к ветеринару).
  • Нечистоплотное поведение кошек и собак.
  • Деструктивное поведение, чрезмерный лай.
  • Навязчивые состояния (стереотипии).

Тема 5.3: Работа с владельцем и ведение случая (60 часов)

  • Составление понятных инструкций для владельца.
  • Методы мотивации и поддержки клиента на протяжении коррекции.
  • Оценка эффективности плана и его корректировка.
  • Работа со «сложными» клиентами.

РАЗДЕЛ 6: СЛОЖНЫЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ (100 часов)

Тема 6.1: Взаимодействие с ветеринарной медициной (50 часов)

  • Поведенческие проявления соматических заболеваний (боль, гормональные нарушения, неврологические патологии).
  • Психофармакология: когда и зачем назначаются препараты (антидепрессанты, транквилизаторы), принципы действия, необходимость сотрудничества с ветеринарным врачом.
  • Дифференциальная диагностика: поведенческая проблема или медицинское заболевание?

Тема 6.2: Геронтология и паллиативная помощь (30 часов)

  • Когнитивная дисфункция у пожилых животных (синдром CDS).
  • Особенности работы с пожилыми и тяжелобольными животными.
  • Консультирование владельцев по вопросам эвтаназии и горя утраты.

Тема 6.3: Проблемы раннего онтогенеза и реабилитация (20 часов)

  • Работа с животными из приютов, последствия жестокого обращения.
  • Синдром гипо- и гиперсоциализации.
  • Реабилитация животных с травматическим опытом.

РАЗДЕЛ 7: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, СТАЖИРОВКА И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ (60 часов)

  • Самостоятельная работа (200 часов): Изучение рекомендованной литературы, написание рефератов, подготовка презентаций, анализ видеокейсов.
  • Стажировка (80 часов): Работа под супервизией опытного зоопсихолога в ветеринарной клинике, приюте или кинологическом центре. Проведение не менее 10 полноценных консультаций.
  • Итоговая аттестация (60 часов):

    1. Теоретический экзамен (тестирование и открытые вопросы).
    2. Практический экзамен (разбор и защита реального кейса).
    3. Написание и защита дипломной работы по выбранной поведенческой проблеме.

https://курс.на5.рф/course/view.php?id=61

» Все темы онлайн-курсы